Класс: 2 Учитель: Шамсутдинова М.М. Раздел: «Части речи (морфология) » Тема: «Имя существительное. Введение понятия» Тип урока: урок ознакомления с новым материалом Вид урока: комбинированный Методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный Цели урока: 1. познакомить учащихся с понятиями «Части речи», «Имя существительное», научить соотносить вопросы КТО? И ЧТО? и слово-название предмета, 2. развивать речь учащихся, интерес к изучению русского языка, 3. воспитывать культуру общения, умение работать самостоятельно и коллективно.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска иллюстрации с изображением предметов учебник капельки у учащихся
Ожидаемые результаты: реализация поставленных задач Способ контроля: фронтальный опрос устные ответы учащихся
Ход урока 1. Организационный момент.
2. Минутка чистописания._ ь ь ь ь ь ь речь капель часть капелька -Поставьте вопрос к словам. -Что объединяет все эти слова? /отвечают на вопрос ЧТО?, обозначают неживые предметы, т. е. неодушевленные, относятся к одной группе слов - предметы/
3. Введение в тему. - Как назвать одним словом все, что мы с вами сейчас говорили? /речь/ -А что такое речь? /ответы учащихся/ -Речь – это поток слов, который можно сравнить с рекой. ( слайд №2) -Из чего состоит река? /из капель/ - Все слова, которые мы произносим, относятся к определенной группе-капле. Слова объединяют в группы по определенным критериям, а именно: Значение слова; Вопрос, на который отвечает слово; Роль слова в предложении. -Каждая такая группа отвечает на свои вопросы, имеет свои значения. С одной такой группой слов мы сегодня познакомимся на уроке.
-Посмотрите, одна такая капля попала к нам на экран. ( слайд №3)
4. Работа над темой. - Чтообозначают эти слова? Какова их роль в речи? /они называют предметы, явления природы, состояния человека/ -Эти слова называют то, что существует в мире, вокруг нас, внутри нас. Такие слова объединили в одну группу и назвали существительными. Карточка на доске
- Задайте вопрос к этим словам. (устно)
Что? дождь Кто? девочка Что? грусть Что? цветок Что? утро -На основании ваших ответов мы можем сделать вывод о том, что такое имя существительное. Имя существительное - часть речи, которая называет предмет, явление природы, состояние человека и отвечает на вопросы кто? или что?
5. Работа с учебником (работа над умением узнавать имена сущ., задавать вопросы) -Откройте учебники на с. 4, упр.2. ( слайд №4) Прочитайте задание. Объясните попущенные орфограммы. (упражнение выполняется по заданию с последующей проверкой (по щелчку). -Запишите слова в 2 столбика: Карточки на доске
пчела собака корова заяц
-Что вы записали? /имена существительные/ -Что они обозначают? /предмет/ -На какие вопросы отвечают эти имена существительные? /кто?/ -Составьте словосочетания со словами. /собака лает, корова мычит,…/
6. Физминутка. - Если на экране появляется слово, которое является именем существительным, то вы приседаете. Если появляется слово другой части речи, то вы поднимаете руки вверх. ( слайд №5) Облака Пробежал Дерево Удивительные По Волшебник Великолепно Звезда Сияющие ах 7. Работа с учебником (работа над умением узнавать имена сущ., задавать вопросы) -Откройте учебники на с. 5, упр.5. ( слайд №6) Прочитайте задание. Объясните попущенные орфограммы. (упражнение выполняется по заданию с последующей проверкой – по щелчку). -Что вы записали? /имена существительные/ -Что они обозначают? /предмет/ -На какие вопросы отвечают эти имена существительные? /что?/
8. Гимнастика для глаз. - Следите глазами за пушистой точкой ( слайд №7); теперь за указкой (учитель ведет по экрану указкой по часовой стрелке, против часовой стрелки несколько раз).
- Следите глазами за пушистой точкой ( слайд №8); теперь за указкой (учитель описывает на экране указкой 2 восьмерки).
- Следите глазами за пушистой точкой ( слайд №9)- снежинка.
-Посмотрите на экран. ( слайд №10)- Прочитайте. Это предложения? /нет/ -Докажите. -Составьте предложения со словами: Белые, на, тарелки, столе, стояли. По щелчку слова переставляются в предложения новое, Катя, платье, надела. -Подчеркните грамматическую основу. На интерактивной доске
9. Проблемный вопрос. -Давайте вместе сформулируем определение имени существительного. ( слайд №11)
10. Рефлексия. ( слайд №12) -Какое явление природы вы видите на экране? /дождь/. -Какие еще явления природы вы знаете? -Из чего состоит дождь? /из капелек/. -На капельках на ваших столах напишите любое имя существительное. - Назовите его, задав к нему вопрос. Прикрепите свою капельку на доску. - Что обозначает твое существительное? /предмет…, явление природы…, состояние человека/. -Вот и на нашей доске пошел дождь, дождь из имен существительных. -А какой это дождь, радостный или грустный? -Радостный, т.к. узнали много нового на уроке. А что нового узнали на уроке?
11. Домашнее задание. ( слайд №13) -Написать 10 существительных, начинающихся с первой буквы твоего имени. -Спасибо за работу! ( слайд №14)