Сайт учителя начальных классов

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Программа

воспитательной деятельности

 «Будь Человеком, человек!»


Классный руководитель:
Шамсутдинова М.М.

Педагогическое кредо

"Возьмите чашу терпения, влейте туда полное сердце любви, бросьте две туда пригоршни щедрости, плесните туда же юмора, посыпьте добротой, добавьте как можно больше веры и все это хорошенько перемешайте. Потом намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте всем, кого встретите на своем пути..."
Всякий, кто работает только для себя, страдает.                                
Работая для других, человек разделяет с ними их радость.

Введение

Время, в которое мы живём, нельзя назвать спокойным. На высоком государственном и межгосударственном уровне высказывается тревога в отношении участившихся актов нетерпимости, насилия, терроризма, национализма и других проявлений дискриминации одних лиц и социальных групп другими лицами или социальными группами.
Учитывая проявление нетерпимости в обществе, одной из целей воспитания подрастающего поколения должно стать формирование и активное внедрение в жизнь социальных норм толерантности как основы гражданского согласия в демократическом государстве. Эта задача определена Федеральной целевой программой «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе».
Федеральная целевая программа учитывает основополагающие принципы толерантности, установленные Декларацией ЮНЕСКО В 1995 г. Согласно этой Декларации день 16 ноября провозглашен Международным днем толерантности.
Современные деловые отношения, общение учителя с учащимися, общение в семье невозможны без опоры на принцип толерантности, который выступает основополагающим звеном современной цивилизации. Общественной и личной культуры.
Психологические особенности младшего школьного возраста. Психологический опрос учащихся по выявлению школьной тревожности по методике Филлипса показал, что у 50 % учащихся  класса  выражен высокий и повышенный уровень общей тревожности. С первого класса важнейшей задачей явилось формирование у младших школьников умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Учащиеся должны обладать не только определённым багажом  знаний, умений и навыков, но и быть самостоятельными личностями, обладающими  толерантными умениями в основе своей жизненной позиции.
В младшем школьном возрасте складываются наиболее благоприятные предпосылки для воспитания в ребёнке такого личностного качества, как толерантность. Почему?
Для ответа на этот вопрос обратимся к характеристикам, которые дают подростковому возрасту психологи.
Произвольность поведения и деятельности.
Заметные сдвиги происходят в сфере развития произвольных форм поведения и деятельности. Основным фактором развития произвольности у ребенка является появление в его жизни учебного труда в виде постоянных обязанностей.
Следует учить детей управлять своим поведением.
Развитие произвольности идет по двум направлениям:
  • формируется умение ребенка руководствоваться целями, которые ставит взрослый;
  • формируется умение ставить цели самому и в соответствии с ними самостоятельно контролировать свое поведение.
    Младший школьный возраст - момент в жизни человека, когда он психологически готов к пониманию смысла норм и правил и к их повседневному выполнению.
    Младший школьный возраст — это возраст наибольшего благополучия в аффективно-потребностной сфере, возраст преобладания положительных эмоций и личностной активности.
От того, какими будут первые шаги ребенка в школе, в огромной степени зависит и дальнейшее его отношение к учению, учителям, труду, сверстникам, другим людям.
«От того, как ученик относится в годы детства и отрочества к самому себе, каким он видит себя в мире, зависит его моральный облик» (В. А. Сухомлинский).
Не у всех ребят сразу все хорошо получается и в учении, и в общественных делах. Поэтому – особенно на первых порах – лучше оценивать успехи ребенка не в сравнении с успехами других, а сопоставляя его нынешние успехи с прошлыми, тогда ему легче будет увидеть, что он не стоит на месте, хотя, быть может, и отстает в чем-то от других. Огромный нравственный смысл общественных и учебных дел состоит в том, что младший школьник приобретает опыт общения с другими ребятами, у него воспитываются очень важные черты личности: товарищество и коллективизм, стремление и умение работать на общую пользу.
К сожалению, родители не всегда интересуются именно этой стороной жизни ребенка. Многих детей, особенно первоклассников, провожают в школу и встречают из школы взрослые. Чем же они их напутствуют и что спрашивают у детей, возвращающихся из школы? «Не балуйся, будь послушным», «Старайся получить пятерку», «Съешь свой завтрак», «Какие отметки получил?», «Запомнил, что задали на дом?». Это, конечно, важные вопросы, но, к сожалению, значительно реже задаются вопросы, имеющие огромное воспитательное значение: «Что ты сегодня узнал  нового?», «Как ты сегодня дежурил?», «Кто из ребят сегодня лучше всех отвечал домашний урок?», «Как дела у твоего товарища?».
Помня, что в жизни ребенка взаимоотношения со сверстниками – это источник ярких переживаний, вдумчивые родители захотят знать не только то, с кем дружит их ребенок, но и то, как он дружит. Как складываются детские отношения: на основе справедливости, отзывчивости, желания и умения прийти на помощь или на основе подчинения одного другому, эгоизма, ложного товарищества. Знание этой стороны детских взаимоотношений позволит направить нравственное развитие ребенка по правильному пути.
Неоценимо воспитательное значение труда детей. Ничего, кроме вреда, не наносят ребенку родители, освобождая его от труда по дому. Некоторые говорят: «Пусть учится», «Пусть отдохнет, успеет наработаться», «У него много своих забот: и школа, и музыка, я скорее и лучше сама все сделаю». И дети постепенно привыкают к мысли, что они должны учиться, играть, а долг родителей – работать.
У ребенка – радость получающего, у родителей – радость отдающих, делающих благо. А ведь подлинно нравственное и человеческое связано со второй радостью. Непременно надо дать ребенку возможность испытать эту радость, в том числе и в труде на благо других. Конечно, мать лучше и быстрее приготовит еду, накроет на стол, помоет посуду, но, освобождая ребенка от трудовых дел и обязанностей, она обедняет его в нравственном отношении.
Нравственное формирование человека начинается в семье, в детском саду; в школе оно приобретает еще большую систематичность и целенаправленность. В начальных классах ребенок не только овладевает основами знаний – у него закладываются основы характера, воли, всего нравственного облика. Нравственное начало пронизывает всю многогранную практическую деятельность ребенка, его эмоциональную и интеллектуальную сферу, ибо проявление нравственности связано с отношением к обществу, окружающим людям, к труду, вещам и самому себе.
Ключ к нравственному развитию младшего школьника – его взаимоотношения со сверстниками-соучениками.
В любой деятельности могут возникать разные нравственные отношения: солидарности, взаимопомощи, требовательности, совместное переживание успехов и неудач или, напротив, отношения, связанные с проявлением эгоизма, честолюбия, тщеславия, зависти.
Разрыв сознания и поведения часто проявляется в том, что ребенок знает, как надо поступить, но не поступает в соответствии со своими знаниями. Этот разрыв обычно рассматривается как недостаток развития личности и даже как показатель безнравственности человека – человек знает, как поступить, но не хочет, не желает поступить правильно. Однако по отношению к младшему школьнику надо поостеречься от таких суждений: разрыв выступает здесь как возрастная особенность ребенка, который еще только учится ориентироваться в многообразии жизненных ситуаций, учится соотносить имеющиеся у него представления с жизнью, с реальными поступками, с конкретным поведением. Это определенный этап нравственного развития. Какие же общечеловеческие нормы нравственности мы раскрываем перед детьми как азбуку моральной культуры, как начальную школу гражданственности?
Вот что об этом пишет В. А. Сухомлинский:
1.    Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо.
2.    Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить. Народ учит: кто не работает, тот не ест. Навсегда запомни эту заповедь. Лодырь, тунеядец – это трутень, пожирающий мед трудолюбивых пчел. Учение – твой первый труд. Идя в школу, ты идешь на работу.
3.    Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди дают тебе счастье детства. Плати им за это добром.
4.    Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца – они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.
5.    Не будь равнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримирим к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло другим людям. Обкрадывает общество.
Чувства – это кровь, плоть и сердце моральной убежденности, принципиальности, силы духа; без чувств нравственность превращается в сухие, бесцветные слова, способные воспитать лицемеров. Вот почему дорожка от нравственного понятия к нравственному убеждению начинается с поступка, с привычки, насыщенных глубокими чувствами, личным отношением к тому, что ребенок делает, что делается вокруг. Зло, которое творит кто-то и которое мне лично никакого вреда не приносит, будет воспринято и пережито мной как личное горе лишь тогда, когда я не раз пережил радость, делая для людей добро, – таким правилом надо руководствоваться, добиваясь единства поведения и сознания.
Основываясь на концепции воспитательной работы  школы, программы развития школы, проблемах и задачах, выявленных в результате психолого-педагогических исследований, социального заказа родителей, в соответствии с возрастными особенностями учащихся создана программа воспитательной деятельности «Будь Человеком, человек!», которая
•    раскрывает и развивает нравственные чувства
•    прививает умение делать правильный выбор в ситуации межличностного общения
•    способствует сохранению общественной стабильности, формированию нового человека, осознающего свою значимость в этом мире
•    способствует формированию толерантности
Поведение, образ жизни, жизненный опыт, его ориентация будут основным полем деятельности педагогов, на котором только они смогут сформировать Человека – гражданина.
Актуальность воспитания толерантности обусловлена теми процессами, которые тревожат весь мир сегодня: рост различного рода экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов и конфликтных ситуаций.  Каждый день с экранов телевизоров, из газет, журналов, интернета и т.д. подросток получает большой объём информации, который не всегда положительно влияет на формирование его нравственных качеств. И противостоять этому, помочь ребенку справиться  с окружающей агрессивностью в первую очередь может школа, учитель, классный руководитель.
Воспитание толерантности – процесс сложный, осуществляется всей социальной средой, окружающей ребенка, обществом, под влиянием взаимоотношений в семье, сложившихся взглядов и отношений ее членов к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми. Задача классного  руководителя  научить ребят принимать другого человека таким, какой он есть, уметь уважать другую, отличную от собственной, точку зрения,  сдержанности к тому, что не разделяешь, пониманию. Но в то же время, толерантность не означает безразличие к любым взглядам и действиям.

   Программа «Будь Человеком, Человек!»

1.1.Цели и задачи

Цель
 формирование основ толерантного поведения, активной жизненной позиции, устойчивых нравственных норм поведения
Задачи
•    сформировать у учащихся представление о толерантности
•    развивать критическое мышление, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем
•    формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей
•    развитие самостоятельности, активности, основ самопознания, самовоспитания
•    воспитывать культуру поведения в общественных местах
•    распознавать конфликты, находить варианты их конструктивного решения
•    содействовать созданию положительного эмоционального фона в коллективе

  Программа «Будь Человеком, Человек!»

Положения Программы реализуются через:
•    - работу с учащимися;
•    - работу  с  родителями;
•    - работу  с учителями – предметниками;
•    - индивидуальную работу;
•    - взаимодействие с окружающим социумом.

Программа реализуется в классном коллективе в условиях воспитательной системы школы. Работа по программе требует творческого подхода, знания возрастных особенностей и психологии детей, владения различными методами педагогической диагностики, эрудиции и культуры.

Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Полезные ссылки
  • Сайт МОУ НОШ №11
  • Всероссийский бесплатный информационно-развлекательный сайт для школьников 8-14 лет

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz