Раздел: «Морфология. Морфемика. Состав слова.» Тема: «Чередование согласных в корне слова» Тип урока: закрепление изученного материала Вид урока: комбинированный Форма урока: мультимедиа урок Методы обучения: репродуктивный, проблемно-поисковый, объяснительно-иллюстративный Цели урока: 1. Продолжить формирование представления о чередовании согласных в корне слова 2. Ввести в активный словарь и познавательную деятельность учащихся формулировки «Чередование» согласных в корне слова 3. Формирование практического опыта правописания слов с безударной гласной и парной согласной в корне 4. Воспитывать дружеские отношения и взаимоуважение Оборудование и средства обучения: • компьютер, мультимедийный проектор, презентация на RW диске • учебник Л.М. Зелениной , Т.Е. Хохловой «Русский язык. 3 класс» Ожидаемые результаты: реализация поставленных задач Способ контроля: фронтальный опрос самостоятельная работа устные ответы учащихся
Русский язык «Чередование согласных в корне слова» (3 класс)
Ход урока: 1.Организационный момент - Подготовка пальчиков к письму.
2. Чистописание. Дд др уд дл вд (на доске) - Прочитайте. - Какие соединения увидели? - Запишите красиво и аккуратно. - Прочитайте пословицу. (Слайд №2) Дружба крепка не лестью, а правдой и честью. Задания: Как вы понимаете пословицу? Какие пословицы о дружбе вы еще знаете? Какие орфограммы увидели? Обратите внимание на знаки препинания. Прочитайте еще раз, запомните и запишите по памяти.
Запись пословицы по памяти (Слайд№3) Проверка написанного. (Слайд№4) -Поднимите руку, кто написал без ошибок. (Слайд№5) - Кто допустил ошибки? - Будьте очень внимательны в следующий раз и тренируйте свою память. - О чем была пословица?
2. Повторение ранее изученного (Слайд № 6) -А сейчас давайте подберем однокоренные слова к слову «дружба» (друг, подружка, подруга и т.д.) - Все ли слова однокоренные? - Какой корень в слове «дружба»? - Какие орфограммы вы увидели? - Ниже запишите слово «дружба», а через тире в строчку, через запятую – однокоренные слова. - Выделите корень во всех словах. (использование маркера детьми интерактивной доски) - Что необычного заметили? - Что называется чередованием? - Сформулируйте тему урока. (Слайд№7) - Но прежде чем перейти к новой теме урока, вспомните словарные слова.
3.Словарная работа. (Слайд№ 8) Молоко, молочный, петух, петушок, сапог, сапожник, собака, собачка, яблоко, яблочный. - Проверьте с карандашом в руке каждое слово. - Поднимите руку, у кого все слова правильно написаны. -Все справились! Молодцы! (Слайд№9) - Выделите корень в словах. (использование маркера детьми интерактивной доски) - Что заметили? -Какие чередования увидели?
4.Физминутка. (Использовать упражнения из комплекса утренней гимнастики)
5.Работа по теме урока. (Слайд№10, 11) -Образуйте от слов, которые даны на экране, однокоренные слова, отвечая на вопросы, запишите слова парами. Ухо - …, кричать - …, скажите - …. Как называется шапка с длинными «ушами»? (ушанка) Человек, который очень громко разговаривает? (крикун) Произведение, в котором происходят чудеса? (сказка) - Выделите корень, подчеркните чередующие согласные. (использование маркера детьми интерактивной доски)
6.Работа по учебнику. (Слайд № 12) • СТР. 121, упражнение 79. - Прочитайте задание. - Что нужно сделать в этом упражнении? • Стр.121, упражнение 80. (работа с сигнальными карточками и карандашом) - Прочитайте. Вспомните название сказки. Поб-жала, дево-ка,кур-их,но-ках,к-стяная,н-га,з-лотым,ябло-ком.
7. Итог урока. - Какие чередования вам встретились сегодня? - Какое задание понравилось? - Что вызвало затруднение? - Над чем еще нужно поработать? - С каким настроением уходим с урока?