Цель проекта: познакомить детей с жизнью и
творчеством К. И. Чуковского.
Задачи проекта:
- формирование навыков самостоятельной работы с
книгой как источником содержательного и
занимательного проведения досуга;
- развитие творческих и коммуникативных
способностей, логического мышления и
практических навыков работы на компьютере (MS Word,
MS PowerPoint).
Участники проекта: – ученики 2-4 классов.
Предметы: литературное чтение, русский язык,
изобразительное искусство, информатика.
Этапы и сроки проведения:
- этап – регистрация участников.
- этап – блиц-тур "Литературный тест”.
- этап – викторина по биографии "Великан по
имени Чукоша”.
- этап – викторина по творчеству "Сказки дедушки
Корнея”.
- этап – конкурс "Угадай-ка”.
- этап – творческий конкурс "Мы рисуем, сочиняем,
мы покажем все, что знаем”.
2 этап – блиц-тур "Литературный тест”
Все вопросы – с выбором одного варианта ответа.
За каждый правильный ответ – 1 балл.
- Кто говорил волшебные слова: "Кара-барас”?
- Али-Баба.
- Буратино.
- Карабас-Барабас.
- Сказочник.
- Мойдодыр [1].
- На чем или на ком совершил необыкновенное
путешествие в Африку доктор Айболит и его друзья?
- На метле.
- На огурце-самолете.
- На корабле.
- На воздушном шаре.
- На поезде [2].
- Кто из литературных героев отправился в Страну
Обезьян?
- Айболит.
- Вася Васильчиков.
- Бибигон.
- Крокодил [2].
- Мойдодыр – это кто?
- Умывальник.
- Человек.
- Утюг.
- Лисенок [2].
- Кто такая Матрена Ивановна?
- Обезьяна.
- Слониха.
- Медведица.
- Курица [1].
- Кто заснул в собачьей конуре?
- Пес Барбос.
- Авва.
- Биба.
- Щенок.
- Кто первый устал в пути, убегая от
Федоры?
- Блюдца.
- Чайник.
- Корыто.
- Блюдо.
- Утюг.
- Какое отчество у Федоры?
- Ивановна.
- Петровна.
- Васильевна.
- Егоровна.
- Кто в "Путанице” не поменялся?
- Уточки.
- Курочка.
- Заинька.
- Медведь.
- Кошечки.
- Кто поджег синее море?
- Медвежата.
- Поросята.
- Мышата.
- Лисички.
- Рыбы.
- Что папа сорвал с чудо-дерева Маше?
- Гамаши.
- Ботинки.
- Туфельки.
- Чулки.
- Сапожки.
- Где закопала Мура туфельку, когда
ей прочитали сказку про "Чудо-дерево”?
- На лугу.
- В лесу.
- В саду.
- На даче.
- В огороде.
- Как звали мальчика, победившего
зверей в сказке "Крокодил”?
- Сережа Степанчиков.
- Ваня Васильчиков.
- Саша Савельчиков.
- Денис Димчиков.
- Алеша Андрейчиков.
- На каком животном катались Танечка и Ванечка в
стихотворении Чуковского "Бармалей”?
- На слоне.
- На горилле.
- На жирафе.
- На акуле Каракуле.
- На носороге.
В ниже следующих заданиях прочитайте отрывки
сказочных произведений. Кого испугались
персонажи стихотворений?
- "Волки от испуга
Скушали друг друга.
Бедный крокодил
Жабу проглотил.
А слониха, вся дрожа,
Так и села на ежа”.
- Комара.
- Жука.
- Таракана.
- Крокодила.
- Бармалея [2].
- "Кто, дрожа от страха, спрятался в чулан,
Кто в собачьей будке, кто на чердаке…
Папа схоронился в старом чемодане,
ядя под диваном, тетя в сундуке”.
- Крокодила.
- Комара.
- Зверей.
- Бармалея.
- Таракана [2].
- "А кузнечик, а кузнечик
Ну, совсем как человечек,
Скок, скок, скок, скок!
За кусток, под мосток и молчок!”
- Комара.
- Паука.
- Бармалея.
- Таракана.
- Мочалку [2].
- "Он вбегает в трамвай,
Все кричат: - Ай – ай - ай! –
И бегом, кувырком, по домам, по углам:
- Помогите! Спасите! Помилуйте!”
- Крокодила.
- Мойдодыра.
- Бармалея.
- Комара.
- Мочалку [2].
- "Милый, милый людоед,
Смилуйся над нами,
Мы дадим тебе конфет,
Чаю с сухарями!”
- Мойдодыра.
- Комара.
- Крокодила.
- Мочалку.
- Бармалея [2].
- "Я к Таврическому саду,
Перепрыгнул чрез ограду,
А она за мною мчится
И кусает, как волчица”
- Крокодила.
- Мойдодыра.
- Бармалея.
- Мочалку.
- Комара [2].
3 этап – викторина по биографии писателя
"Великан по имени Чукоша”
- Назовите подлинные имя и фамилию Корнея
Чуковского. (1 балл)
- Где и когда он родился? (1 балл)
- В каком городе прошли детские годы писателя? В
какой автобиографической повести он об этом
рассказал? (2 балла)
- Перед вами портрет Чуковского.
Рисунок1
- Когда, где и кто из художников его написал? (3
балла)
- Что за надпись сделана на этом портрете? (2
балла)
- Какое отношение имеет этот художник к
Чуковскому? (до 3-х баллов в зависимости от
полноты ответа)
- Стихи какого русского поэта К. Чуковский
собирал, изучал и издавал в течение многих лет? (1
балл)
- Что такое "Чукоккола”? Объясните
происхождение этого названия. (2 балла)
- Как называлась первая стихотворная детская
сказка К. Чуковского? (1 балл)
Когда и при каких обстоятельствах она
появилась? (2 балла)
- Перечислите сказки, написанные Корнеем
Ивановичем в 30-ые годы. (0,5 балла за каждое
название)
- Рисунки каких художников чаще всего можно
видеть в книгах Чуковского? (1 балл)
- Назовите хотя бы одну сказку К. Чуковского, по
которой были написана опера, и композитора. (2 балла)
- Перечислите народные английские детские
песенки, переведенные поэтом. (0,5 балла за
каждое название)
- Назовите авторов и их детские произведения,
которые были переведены К. Чуковским на
русский язык. (0,5 балла за каждое название)
- Эта книга при жизни Чуковского переиздавалась
двадцать один раз! Настолько важной и нужной
оказалась она для ученых – педагогов,
психологов, лингвистов, литературоведов. Что это
за книга? (1 балл)
- В каком подмосковном поселке жил и работал
писатель большую часть своей жизни? Какие
детские праздники Чуковский проводил там каждое
лето? (2 балла)
- Посмотрите на фотографию Корнея Ивановича. Его
одежда свидетельствует о присвоении ему
почетного звания. Что это за звание, когда, кем и в
связи с чем оно присвоено? (4 балла)
Рисунок2
4 этап – викторина по творчеству” писателя
"Сказки дедушки Корнея”
1 блок. "Путаница”
В названиях произведений К. Чуковского
перепутали одну из букв. Каковы правильные
названия этих произведений? (по 1 баллу за
каждый правильный ответ)
- "Гадость”.
- "Кармалей”.
- "Козауси и Мауси”.
- Крашеное солнце”.
- "Куница”.
- "Мокдодыр”.
- "Муза Цокотуха”.
- "Пил на свете человек”.
- "Федорино море”.
- "Худо-дерево” [1].
2 блок. "От 2 до 5”
Словом "речения” Чуковский называет
высказывания, говор малышей. Все услышанные
писателем "речения” живут в его книге "От 2 до
5”.
2.1. Попробуйте отгадать: что это и почему так
говорят малыши?(по 1 баллу за каждый
правильный ответ)
- Колоток.
- Вертилятор.
- Паукина.
- Кружинка.
- Улиционер.
- Песковатор.
- Копатка [3].
2.2. А теперь попробуйте отгадать
"речения”-загадки, придуманные вчерашними
детьми(по 1 баллу за каждый правильный ответ):
- Две ноги в одну штанину.
- Надкушенная луна.
- Лошадь в тельняшке.
- Сидит мучительный,
карандашом стучительный [3].
3 блок. "Знаешь ли ты…”(по 1 баллу за каждый
правильный ответ)
3.1. В какой сказке действует больше всего
предметов?
3.2. В какой сказке звери самые трусливые?
3.3. Чем болели страусята в стихотворной
сказке "Айболит”?
3.4. Какое лекарство прописал аптекарь Бегемот
Крокодилу?
3.5. У Чуковского есть стихотворение "Ежики
смеются”. А над чем они смеются?
3.6. Кто такая Цинцинелла?
3.7. Чей хвост пришил медведю Айболит в сказке
"Топтыгин и Лиса”?
3.8. Чем Крокодил тушил синее море?
3.9. Кто победил злодея в сказке "Тараканище”?
3.10. Что написал барашек в стихотворении
"Бебека”?
3.11."Бедный Федотка – сиротка,
Плачет несчастный Федотка…”
А почему он плачет?
4 блок. "Разгадай ребус”
Разгадав ребусы, назовите героев сказок
Чуковского (по 2 балла за каждый правильный
ответ).
|
|
Ребус 1 (Рисунок3) |
Ребус 2 (Рисунок4) |
|
|
Ребус 3 (Рисунок5) |
Ребус 4 (Рисунок6) |
|
|
Ребус 5 (Рисунок7) |
Ребус 6 (Рисунок8) |
5 блок. "Расставь по порядку”
Перед вами иллюстрации к одной из сказок Корнея
Чуковского.
5.1. Что это за сказка? (1 балл за правильный
ответ)
5.2. Укажите правильный порядок расположения
картинок, перечислив их номера (1 балл за
правильный ответ).
5.3. К каждой иллюстрации подберите
соответствующую цитату из текста (сами картинки
в ваши ответы включать не надо: укажите только
порядковый номер иллюстрации и соответствующую
ей цитату). (по 1 баллу за каждый правильный
ответ)
|
|
|
Рисунок9 |
Рисунок10 |
Рисунок11 |
|
|
|
Рисунок12 |
Рисунок13 |
Рисунок14 |
|
|
|
Рисунок15 |
Рисунок16 |
Рисунок17 |
|
|
|
Рисунок18 |
Рисунок19 |
Рисунок20 |
Рисунок21 |
|
|
5 этап – конкурс "Угадай-ка”
В презентации на слайдах №2, №3, №4 представлены
в виде мозаики три иллюстрации к произведениям
Корнея Чуковского.
Рисунок22
Рисунок23
Рисунок24
Вам нужно:
- Открыв присланный файл в приложении PowerPoint,
собрать мозаику в режиме редактирования,
используя только метод Drag-and-Drop ("Перетащи и
брось”). Никаких других преобразований делать не
надо.
- Угадать названия произведений К. Чуковского и
записать их на слайде №1. (Не забудьте на этом
слайде записать данные о своей команде).
- Сохранить файл на диске.
Критерии оценивания за каждую мозаику:
- Название сказки – 1 балл.
- Правильность сборки (порядок) – 4 балла.
- Качество сборки (аккуратность) – 2 балла.
6 этап – творческий конкурс
"Мы рисуем, сочиняем, мы покажем все, что
знаем”
1 конкурс "Мы рисуем”
Дорогие друзья! Вы познакомились с биографией и
творчеством замечательного писателя-сказочника
Корнея Ивановича Чуковского. Этот добрый,
веселый, трудолюбивый человек подарил людям
много радостных встреч с героями своих книг. Кто
не знает его произведений "Федорино горе”,
"Айболит”, "Тараканище”, "Муха-цокотуха” и
других замечательных сказок, стихов, песенок!
Но среди этих произведений есть и
малоизвестные для широкого круга читателей.
Знаете ли вы стихотворение "Муха в бане”?
Слышали ли вы про "Сказку о царевне Ясносвете”?
Читали ли вы обращение "Прапраправнукам”?
Нет? Тогда в путь. Но условие: взять самые яркие
краски и карандаши.
Поможем дедушке Корнею. Он — текст, а мы —
иллюстрации.
Мы предлагаем вам проиллюстрировать в
соответствии с развитием сюжета одно (по
вашему выбору) из этих произведений (Приложение1).
Требования к выполнению графических работ
- Работа должна состоять из нескольких
рисунков-иллюстраций, выполненных на
отдельных листах и пронумерованных в
соответствии с развитием сюжета выбранного
произведения.
- Размер листа – формат А-4.
- Количество листов в одной работе не более 10.
- Материал и техника исполнения – любые.
- На обратной стороне рисунка указать сведения о
себе и работе.
Критерии оценивания графических работ
- Полнота раскрытия темы произведения – максимально
5 баллов.
- Оригинальность художественного замысла – максимально
5 баллов.
- Эстетика выполнения и оформления работы – максимально
5 баллов.
2 конкурс "Мы сочиняем”
Стихи "дедушки Корнея” входят в жизнь ребенка
как добрые, веселые, а иногда и насмешливые
друзья. Стихи смеются и плачут вместе с ним. И
вместе с ним растут, открывая ребенку громадный
мир вещей и звуков, красок и света, мир
человеческих чувств и размышлений.
Сколько страниц волшебного мира Чуковского
ожило, заиграло, порадовало нас, читателей!
А если попробовать самим стихи сочинить?
Пусть не стихи, а хотя бы буриме на рифмы
Чуковского из его знаменитого "Айболита”:
бегом – огоньком,
сосной – расписной.
Для справки. Буриме – это стихотворение,
составленное на заданные рифмы.
Например, даны рифмы:
гуляло – забежало,
окно – темно.
А вот стихи К. Чуковского с этими же рифмами:
Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно.
Критерии оценивания работ
- Навыки грамотного письма – максимально 2
балла.
- Образность мышления и художественный вкус – максимально
5 баллов.
|